Как побороть страх перед публичным выступлением?

16.11.2017
Как побороть страх перед публичным выступлением?

Подготовка к важному выступлению или презентации требует много времени и усилий. Высокие ставки, желание выступить хорошо и предвкушение мероприятия вызывают стресс. Что можно сделать, чтобы быстро вернуть самообладание?

Наблюдайте, принимайте и подстраивайтесь

Во-первых, признайте, что испытывать беспокойство и стресс перед выступлением или презентацией – нормально. Организм воспринимает это событие как угрозу, и у него срабатывает защитная реакция.

Вместо того чтобы избегать угрозы или противостоять ей (что еще больше нагнетает напряжение и отчаяние), попробуйте просто наблюдать за своими переживаниями и постарайтесь представить, что возникающий дискомфорт – это всего лишь часть игры. Вы же переживаете за главного героя, когда смотрите остросюжетный фильм? Испытываете страх и беспокойство, катаясь на крутых аттракционах? Но ведь, в конце концов, все заканчивается хорошо! Вспоминайте об этом всякий раз, когда волнение захватывает вас и мешает готовиться к презентации.

Все люди, за редким исключением, нервничают перед публичным выступлением. Это признак того, что они осознают ответственность и что им важно их дело и результат.

Чувствуйте свое тело

Как только нервы берут верх, мы теряем присутствие в моменте и зацикливаемся в непрерывном потоке критических, тревожных мыслей и воображаемых негативных сценариев.

«Что, если я потерплю неудачу?

А если что-то пойдет не по плану?

Что они обо мне подумают?»

Вернитесь к осознанию своего тела. Мысленно определите все свои физические ощущения: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, напряжение в грудной клетке, жар, высокий или тихий голос. После этого сделайте глубокий вдох и зафиксируйте настоящий момент: внимательно осмотрите аудиторию, поприветствуйте ассистента, займите устойчивую позу или прикоснитесь к какому-либо предмету поблизости  (стол, кафедра, колонна), перенесите вес тела с пяток на носки и обратно. Вот еще несколько способов успокоить нервы:

  • Накануне презентации выспитесь, пейте больше воды, сократите количество кофеиносодержащих напитков. Ешьте здоровую привычную пищу, не отказывайтесь от еды накануне выступления.

  • Определите удобную для вас позу. Результаты исследования о «позах силы» недавно были опровергнуты, тем не менее, многие выступающие соглашаются с тем, что устойчивая поза помогает им чувствовать себя увереннее во время выступления или сложного разговора.

  • Мысленно сместите центр тяжести тела. Выступающие часто говорят о том, что до и во время выступления они чувствуют тяжесть в голове, ком в горле, сдавленность грудной клетки. Репетируя перед выступлением, встаньте, сделайте глубокий вдох, почувствуйте свой вес в животе, перенесите вес на ноги, осознайте, насколько прочно вы стоите на ногах.

  • Оцените пространство. Если возможно, заранее посетите помещение, где вы будете проводить презентацию. Пройдите по периметру, посмотрите на то место, где вы будете стоять, с разных сторон. Подумайте, насколько громко вам нужно будет говорить и насколько будут видны зрителям ваши жесты.

Подготовьте бодрое вступление

Хорошая подготовка успокаивает. Определите логику своего выступления, расставьте акценты. Помните, что на подготовку самого выступления следует потратить больше времени, чем на составление слайдов презентации. Самое главное – это подготовить и отрепетировать начало. Оно заложит основу для взаимодействия с аудиторией. «Адреналиновый прилив» рассеивается примерно через две минуты. Начните с чего-то позитивного или неожиданного, чтобы задать тон всей дальнейшей презентации. Даже такая простая фраза, как «Мне нравится быть здесь и нравится то, что я делаю каждый день» помогает расслабиться и расположить к себе аудиторию. Вот еще несколько советов:

  • Вначале публичного выступления спросите, кто из присутствующих работает в компании более 10 лет, попросите этих людей поднять руки. Или спросите, какие ожидания у них от вашего выступления, какие темы их волнуют, почему они здесь.

  • Вначале коммерческой презентации запишите план выступления на флипчарте или заранее подготовьте слайд с планом. Спросите у участников, все ли важные темы учтены или чего-то не хватает.

  • Разогрейте голосовые связки перед выступлением: поговорите с коллегой, с другими участниками мероприятия или с кем-то из зрителей до начала презентации.

Управляйте собой и аудиторией

Вы хорошо начали, но во время презентации все равно продолжаете испытывать дискомфорт. Что можно с этим сделать?
Если вы допустили ошибку или кто-то указал вам на нее, не прерывайте логику повествования, продолжайте выступление согласно плану. Если вам задали вопрос, не оставляйте его без ответа, даже если точного ответа у вас нет. Подготовьте несколько общих вариантов, гарантирующих безопасное отступление и не провоцирующих дискуссию, например:

«Это хороший вопрос. Сейчас у меня нет ответа, но я вернусь к этой теме позже».

«Моей первоначальной реакцией было бы ответить (…), но для более полного ответа мне понадобится помощь моей команды. Я смогу прислать вам развернутый ответ на следующей неделе».

«Позвольте мне переадресовать ваш вопрос аудитории: есть ли у кого-нибудь соображения по этому поводу?

Не менее важно проанализировать выступление после мероприятия. Оцените свою презентацию сами, спросите мнение коллег или кого-нибудь знакомого из зрительного зала. Используйте обратную связь и предложения, чтобы улучшить свои навыки для следующего раза.

источник


Строить логичные и эффективные презентации, удерживать внимание аудитории, убеждать, аргументировать и отвечать на провокационные вопросы вы научитесь на тренинге «Навыки презентации». Получить консультацию о тренинге или зарегистрироваться на него можно заполнив форму заявки или по телефону +74956075213.

Также открыта регистрация на тренинги:

27-29 ноября - "Продажи по методу СПИН®" 

7-8 декабря - "Работа с возражениями в больших продажах"

13-15 декабря - "Навыки ведения переговоров"

Не пропустите следующую статью!

B2B B2C CRM HR Huthwaite International IDEASEA ROI VBA анализ рынка базовые навыки продаж бизнес-игры бизнес-ресурс большие продажи бренд возражения выставки гендерные различия деловая культура звонки инфографика исследование итоги года каналы воздействия кейс клиенты компания конкуренция конкурс короткий цикл корпоративная культура коучинг лидерство лояльность ЛПР маркетинг менеджмент мотиваторы мотивация сотрудников навигация в клиенте нетворкинг Нил Рекхэм обратная связь обучение продавцов организационный дизайн оргструктура отдел продаж оценка продавцов переговоры переписка персонал план продаж подарки подготовка к встрече постановка задач постановка целей потребности презентация прогресс сделки продавцы продажа ценности продажи продажи в кризис продажи в сегменте "люкс" ПРОКС®-продажи путь клиента работа с возражениями работа с отказами розница сделка сервис скидки сложные переговоры советы продавцам создание ценности СПИН® стартап стратегия продаж тайм-менеджмент телефонные продажи технологии тренд тренинг тренинги управление продажами фарма фотоотчет холодные звонки ценность ценообразование цены цикл покупки эмоции эмоциональный интеллект эффективность и продуктивность